Кейс по арт-терапии: как творчество стало лекарством от тиков.
26 апреля 2025
Кейс по арт-терапии: как творчество стало лекарством от тиков.Когда родители 6-летнего мальчика впервые обратились в наш центр, их беспокоили моторные тики у сына — он часто моргал, подёргивал плечами, особенно при волнении.
Симптомы усиливались в новых условиях и при любых стрессах, например, на занятиях в подготовительной группе детского сада. Невролог органических причин не выявил, но отметил высокий уровень внутреннего напряжения и тревожности.
Мы предложили пройти курс арт-терапии— мягкий, но действенный метод, который помогает детям выражать эмоции, с которыми они пока не умеют справляться словами.
Курс начался с диагностики специалистом в форме игры и творчества:
Рисунок семьи показал: мальчик изобразил себя маленьким, без рук. Это часто говорило о чувстве беспомощности и недостатке контроля.
Тест "Нарисуй настроение": преобладали тёмные цвета и спутанные линии — тревожный фон налицо.
Песочная терапия выявила цикличность напряжения и разрядки: ребёнок закапывал фигурки и резко выкапывал их — как вспышки тревоги и импульсивности.
Что делали на занятиях?
Рисовали "каракули под музыку"
Мальчик расслаблялся, водя фломастером по листу под спокойную музыку. А потом вместе искали в линиях «драконов, щиты и защитников» — так начали формировать внутренние опоры и образы силы.
Лепили "мячики злости".
Он лепил плотные шарики, давал им имена и... с грохотом раздавливал. Это был безопасный способ выпускать напряжение, который ему нравился.
Сочиняли сказку про героя, который боялся ошибок.
Вместе придумали мальчика, который боялся, что у него ничего не получится. Герой нашёл волшебный щит, научился «глубоко дышать» и поверил в себя. В этой сказке ребёнок, по сути, рассказывал о себе и учился справляться со страхами.
Привлекли родителей к совместным сессиям.
Семья рисовала мандалу — круг, наполненный узорами от каждого участника. Это стало символом их внутренней связи. Родители узнали, как просто "рисовать эмоции" перед сном — вместо сложных разговоров о чувствах.
Такой подход поспособствовал значительным изменениям, и уже через месяц:
Тики сократились на 70%, проявлялись только при сильной усталости.
Мальчик стал говорить: «Я волнуюсь, когда...» — то есть научился осознавать и называть свои чувства.
Родители снизили давление, больше стали играть и слушать. А дома теперь живёт правило: "Не страшно ошибаться, страшно — не пробовать".
Если ваш ребёнок злится, тревожится, устает от внешнего давления, и вы не знаете, как ему помочь — начните с искусства и грамотного специалиста. Иногда карандаш и пластилин расскажут о детском мире больше, чем слова.